АРТУР САЛЯКАЕВ

Ведущий эксперт по продажам в ювелирном ритейле в России и странах СНГ, создатель Международной ювелирной академии IJA, ювелирного бренда «Счастье», Ethnica и бизнес-тренер – о тонкостях ведения успешного ювелирного бизнеса и важности непрерывного саморазвития.

Чем отличается российский ювелирный ритейл от европейского?

Разница достаточно велика, и она связана с процессом становления ювелирной культуры в нашей стране. Европейские компании отличает многолетняя, даже вековая история ювелирных брендов. Основа их производства – либо какое-то веяние дизайна и коллекционные линии премиального сегмента, либо уникальные драгоценные камни и утонченная классика. Если говорить именно о потребителях, то в Европе у аудитории нет стремления надеть на себя большое количество золота. Для них металл – не самоцель, поэтому и хорошо развит рынок бижутерии.

 

В потреблении ювелирных украшений акцент не на их количество и скорость смены, а на глубину – стоимость камня, долгосрочность покупки. В России же в определенное время украшения стали не только социальным атрибутом, но и надежной валютой. Как только в семье появлялись средства, их вкладывали в золото. Держать деньги в рублях в конце девяностых было довольно рискованно, металл надежнее – это защищенная единица. У поколения пятидесятников, шестидесятников и даже семидесятников априори в почете золото. Количество украшений и камни имеют значение, но культуры ношения, создания образа, покупки, понимания – нет. Сегодня эти пробелы восполняются благодаря работе наших производителей.


Молодое поколение старается в каждом моменте быть актуальным и стремится не наполнить шкатулку золотом, а выразить свою индивидуальность, особенность или, напротив, отрицание всех правил с помощью драгоценностей.

Артур Салякаев


Современный ювелирный российский ритейл расслаивается. Есть люди, которые по-прежнему уделяют особое внимание золоту, крупным цепям и их количеству. А есть те, на кого уже распространяется парадигма так называемого тотал-лука. Это история не про металл, его вес, стоимость за грамм, а про общий стиль, тренды. Молодое поколение старается в каждом моменте быть актуальным и стремится не наполнить шкатулку золотом, а выразить свою индивидуальность, особенность или, напротив, отрицание всех правил с помощью драгоценностей. Мы наблюдаем полный отказ от стандартов, появление новых металлов, форм, видов украшений. Выбор ювелирных изделий сегодня стал способом персонализации себя в окружающем мире.

Ювелирный рынок меняется быстро? Реально всегда быть в курсе всех трансформаций?
Сейчас изменения происходят ощутимо быстрее, чем раньше. И они касаются разных аспектов. В первую очередь потребительского – меняется скорость развития информационных технологий, создания и распространения информации, скорость ее получения аудиторией. Также трансформируются требования к управлению – необходимо сводить к минимуму человеческий фактор, важно заниматься автоматизацией покупок, формированием правильной концепции продажи, чтобы она отличалась от конкурентов. В настоящий момент вопрос выбора стратегии – это уже не поиск более короткого пути достижения цели, а, скорее, поиск вариативных ходов. Скорость и гибкость выходят на передний план. Причем даже успешные гипотезы мы не заливаем цементом, а оставляем в состоянии проверки, анализа и регулярной смены.


Я считаю, что чем больше ты применил методик в бизнесе, тем лучше понимаешь, что ни одна из них в чистом виде не решит полностью твою проблему.

Артур Салякаев


Любую проблему можно решить, применив определенную методику, или иногда все же надо действовать интуитивно?

Это две стороны одной медали. Я считаю, что чем больше ты применил методик в бизнесе, тем лучше понимаешь, что ни одна из них в чистом виде не решит полностью твою проблему. Сегодня вся сфера обучения рождает в головах людей ложную гипотезу о том, что находка успешной стратегии уже сама по себе способна это сделать. Неверное убеждение. Любая методика – лишь один из предложенных и структурированных вариантов решения задач, которая создана в оторванности от контекста в вашей компании. На мой взгляд, действовать всегда нужно интуитивно, так как только в этом случае можно понять и ощутить региональный контекст.

Как удержаться «на плаву» в сфере ювелирного ритейла?

Сейчас сложнее удержаться тем, кто не понимает, с кем и за кого он конкурирует. Очень часто в ювелирном ритейле встречаются компании, которые стараются представить много товаров в максимально широком ценовом диапазоне и для всех: и для студентов, и для зрелых ценителей ювелирного искусства. В парадигме «все и для всех» удержаться крайне сложно. Мир любого бизнеса живет уже по другим законам – сегментированным. Должно быть четкое понимание, на какого потребителя ты работаешь и что ты ему предлагаешь: какой продукт, какого качества, какой уровень сервиса. Гнаться за количеством ассортимента и аудитории не стоит.

С чего началось ваше становление как профессионала?

Я не считаю, что профессионалом можно стать, – им нужно быть. А чтобы быть, необходимо находиться в процессе. Наверное, уверенность в себе как в специалисте появилась у меня, когда я, ведя личный бизнес, видел успешный или неудачный эффект от реализации своих гипотез. Любой профессионализм – это опыт, помноженный на время. По сей день не считаю себя мастером. После каждого тренинга, выступления, запуска бизнес-проекта нахожу десятки моментов, которые можно улучшить. При этом во время реализации каждого проекта выкладываюсь на сто процентов, все по максимуму – на основании того опыта и видения, которые есть. А после получаю новый опыт, выхожу на следующий уровень спирали. Поэтому нет ощущения «непрофессионализма», я твердо уверен в будущем успехе, но и упиваться им, останавливаясь, явно не стоит.


Любой профессионализм – это опыт, помноженный на время.

Артур Салякаев


Сколько времени вы уделяете саморазвитию?

Для меня саморазвитие – одна из главенствующих ценностей в жизни, поэтому я не представляю себя в отрыве от этого процесса. Не могу сказать, что стабильно пять часов или пятнадцать минут в день что-то делаю. Это происходит ежедневно – начиная от чтения небольшой статьи, просмотра видео, изучения книги и заканчивая глубокой работой с материалом, проведением мозговых штурмов. В год бываю на десяти конференциях, пятидесяти тренингах, заказываю не менее четырех-пяти личных консультаций, читаю десятки книг, и этот процесс непрерывный. Саморазвитие – это то, что держит меня в тонусе и дает энергию.

Наверх