В главных ролях

Сюжет, актерская игра, характеры – составляющие любого фильма, на которые зритель обращает внимание в первую очередь. Казалось бы, что еще может быть важным. Однако в каждой ленте есть герои менее очевидные, но не менее значимые. Они передают эпоху, становятся символами, иллюстрируют эмоциональное состояние героев да или просто, в конце концов, отвечают за внешний вид персонажа. И это, конечно, украшения.

Зачастую ювелирные изделия возводят в ранг главных героев. Как, например, было в «Титанике». Колье из белого золота, инкрустированное фианитами, от ювелирного дома Asprey&Garrad привлекло к себе не меньше внимания, чем замерший в водах океана герой Ди Каприо. Украшение стало частью истории, символом освобождения. Или возьмем кольцо из «Властелина колец». В этой ленте вообще весь сюжет вращается вокруг «моей прелести». Кольцо, кстати, создали специально для фильма в трех экземплярах. Оба этих примера – очевидны и вообще лежат на поверхности, но если вдуматься, то в каждом кино есть свои драгоценные герои.

"СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ"

режиссер Вуди Аллен

Роскошная стилизация эпохи гламура по части визуала. Аллен – мастер красивой картинки и продуманных деталей, исторически выверенных и достоверных. Эпоха отражена не только в настроении, декорациях и костюмах, но и в украшениях.

Невозможно представить гламурный Голливуд и светский Манхэттен без шикарных ювелирных изделий. Украшения на Вонни и Веронике воплощают не только время, но и место действия. Стиль Вонни изысканный и богемный (это Голливуд, конечно), образ Вероники – роскошный и светский (каким и был в 30-е Манхэттен).

Чтобы показать истинный и неподдельный ар-деко по части ювелирных украшений, создатели обратились к дизайну Габриэль Шанель. Героини фильма в исполнении Кристен Стюарт и Блейк Лайвли носят украшения из разных коллекций Chanel: бриллиантовые серьги Symphony, браслет Broadway времен 30-х годов, жемчужные броши, серьги и кольца из белого золота и бриллиантов и заколки для волос из более поздних линий бренда. В «Светской жизни» ювелирные украшения стали маркерами эпохи, в которой происходит действие фильма. Кроме того, продолжением героинь, показали различие в их характерах: взбалмошная, очаровательная Вонни и спокойная, достойная и надежная Вероника.

"СМЕРТЬ ЕЙ К ЛИЦУ"

режиссер Вуди Аллен

Гротескная комедия-стеб над одержимостью идеей вечной и неувядающей молодости, а также женским соперничеством с внушительной долей конкретного помешательства. И тут опять эстетика золотого Голливуда, правда, уже возведенная в абсолют. Бессменные платья в пол, локоны и дорогие массивные ювелирные украшения – его атрибуты, которые в ленте вот-вот перейдут из разряда роскоши в разряд комичности.

Тем не менее драгоценные изделия в картине отвечают не только за воссоздание атмосферы Голливуда со всеми его стереотипами. Они еще и рассказывают зрителю об эмоциональном состоянии героинь. Держательница волшебной водички, которая делает человека мертвым, но молодым, в исполнении Изабеллы Росселини преимущественно носит только украшения (бархатное парео не в счет). Она расхаживает и встречает гостей в объемных бусах, прикрывающих обнаженную грудь, и сережке-кафф. Ювелирные изделия кричат о том, что она хороша, молода и, главное, уверена в себе. Они становятся символом ее превосходства над всеми и даже смертью.

В подтверждение теории о роли украшений в фильме – героиня Голди Хоун. В моменте знакомства персонажей Мерил Стрип и Брюса Уилисса на ней нет драгоценностей. Ситуация повторяется, когда Хелен переживает поражение в войне за последнего, сидит дома с мороженым и кошками и вынашивает план мести. После своего внешнего преображения и внутреннего падения она уже щеголяет при параде и дома. В образе героини Хоун ювелирные украшения появляются после ее встречи с заветным эликсиром. Как будто срабатывает некое правило: стала лощеной и шикарной – надень серьги с бриллиантами.

Мэдлин в исполнении Мерил Стрип не отстает. Она предстает в украшениях с первой сцены – еще бы, невозможно допустить бродвейскую актрису без бриллиантов. Она носит не только браслеты, серьги и кольца даже дома, но и высокое колье на манер того, что надевала Клеопатра. Правда, тут есть и практическая составляющая – надо же было как-то свернутую шею фиксировать. В любом случае драгоценности опять транслируют эмоциональное состояние персонажа. В «Смерти ей к лицу» ювелирные изделия – символ уверенности, превосходства и той самой вечной молодости. Сделано это грамотно, тонко и реалистично. Ведь именно когда женщина не сомневается в своей привлекательности, она хочет украшать себя и показывать свое величие.

"ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА"

режиссер Том Форд

Чего можно ожидать от картины, когда ее режиссер – дизайнер, как не красоту и максимальную эстетику. При этом «Одинокий мужчина» – это не про внешнее, а про внутреннее. Это драма.

Колин Ферт в роли главного героя идеален и безупречен, его образ выверен до мельчайших деталей. К ним можно отнести, например, запонки – золотые, блестящие, подобранные безошибочно. Но они отвечают не только за красоту и эстетику. Лоск ювелирных украшений университетского преподавателя Джорджа показывает, что за великолепным стилем скрывается раненная душа. Джордж потерял любовь. Он пытается не показывать уязвленность, боль и полный внутренний распад окружающим. Держит лицо, так сказать, создает видимость порядка. 

Подруга Джорджа – Чарли, в исполнении Джулианы Мур, используя одежду и украшения, пытается обмануть себя. 

Она делает вид, что прошлое не сломало ее, что она не разочарована в жизни, что не все возможности упущены. Надевая золотые роскошные серьги, платья и рисуя стрелки, она как будто пытается вернуть все потерянное и не осуществленное.

Казалось бы, в «Одиноком мужчине» ювелирные изделия – это просто средство, а не символ. Но они тонко и ненавязчиво передают эмоциональное состояние двух главных героев, усиливают драматический эффект. В фильме через визуал: одежду, дома героев и, конечно, украшения – показано кардинальное несоответствие того, что снаружи и в душе, попытки стабилизировать и упорядочить эмоциональный хаос.

"СЕРЫЕ САДЫ"

режиссер Майкл Сакси

Есть две версии фильма: документальная и художественная. И та, и другая рассказывают о жизни Эдит Бувье Бил – двоюродной сестры Джеки Кеннеди, и ее матери. Речь пойдет о художественном варианте истории. Некогда женщины из высшего общества превратились в затворниц, живущих впроголодь в полуразрушенном особняке «Серые сады» в окружении кошек и енотов. Начинается фильм красиво – светские мать и дочь (обеих зовут Эдит) живут и ни в чем себе не отказывают. Естественно, эта финансовая состоятельность героинь отражена и в их внешнем виде. Они шикарно одеваются, носят шубы и драгоценности. В первой же сцене старшая Эдит надевает невероятной красоты уникальные ювелирные (свадебные)  украшения: серьги и кулон с жемчугом, обещая, что когда-нибудь они достанутся ее дочери. Здесь драгоценности  олицетворяют беззаботность и определенный образ жизни героинь. Казалось бы, банальный и логичный признак элиты.

Но со временем элита превращается в нищету. Однако и мать, и дочь, стараются делать вид, что все хорошо: старшая Эдит носит остатки былой роскоши, например – шляпы, младшая создает образы (которые потом станут модной легендой) из подручных средств. Они могли бы облегчить свое существование впроголодь, продай «Серые сады», но старшая Эдит наотрез отказывается проститься с местом, где она чувствует себя счастливой. Для нее особняк – все. Это лучшее место на земле, память о молодости и счастливых моментах жизни (немного напоминает «Вишневый сад» Чехова). 

Но не только «Серые сады» – символ воспоминаний.

В конце истории старшая Эдит достает из засаленной коробки те самые роскошные серьги и кулон и дарит их дочери. На резонный вопрос, почему она не продала их, когда так были нужны деньги, мать отвечает: «Не о чем жалеть, детка. К тому же они никогда не были моими, они всегда были твоими».

«Серые сады» показывают, что любовь матери к дочери имеет и материальное воплощение. Несмотря на жизнь впроголодь, старшая Эдит не отказалась от украшений. Она свято хранила и берегла их, потому что обещала передать дочери. Драгоценности воплощают собой материнскую любовь, преданность, веру.

"КРАСОТКА"

режиссер Гэри Маршалл

Классическая классика с известным каждому сюжетом, история своеобразной Золушки 90-х годов.

Украшения, пусть и не всегда ювелирные, присутствуют с самого начала фильма. Те самые серьги-кольца, которые Джулия Робертс превратила вовсе не в признак проститутки, а в модный атрибут. Их носят по сей день. После знакомства с героем Гира начинается стремительное преображение Вивьен не только в манерах, одежде, но и в украшениях. Она избавляется от вычурной бижутерии, появляется то вообще без аксессуаров, то в элитарном жемчуге. Но главное изделие в «Красотке», конечно, колье, взятое Эдвардом на прокат для посещения оперы.

Его специально для фильма создал французский ювелир Фред Хозилье. Колье состоит из двадцати трех рубинов, окаймленных белым золотом. Оно становится не просто символом изменений Вивьен, а ее официальным пропуском в жизнь и мир Эдварда. Колье – новая реализация хрустальной туфельки. Герой Гира признает Вивьен как свою спутницу.

В «Красотке» ювелирное изделие играет свою давнюю и банальную роль маркера социального положения. И это вовсе неплохо, а закономерно и жизненно. Киноиндустрия наглядно показывает: ювелирные изделия – не просто атрибуты украшательства, а наполненные смыслом герои. 

Они помогают транслировать жизненные приоритеты, взгляды, позицию или, наоборот, скрывать и прятать то, что не должно стать достоянием общественности. Это еще одна составляющая коммуникации с внешним миром. И если в фильмах украшения помогают диалогу режиссера и зрителя, то в жизни могут построить невербальный диалог между людьми. Попробуйте взглянуть на драгоценности по-новому. Это любопытно.

Наверх