Мода на искусство


Как купить картину? Прийти в галерею и выбрать ту, что понравилась. Но готовы ли мы отдать несколько десятков или сотен тысяч рублей, руководствуясь сиюминутной эмоцией? В покупку произведений искусства необходимо вкладывать куда больше смысла, и здесь как никогда понадобится помощь специалиста.

Понятие «коллекционная вещь» хорошо знакомо всем, кто стремится следовать моде или просто может позволить себе высококачественные продукты, произведенные под знаком высокого бренда, – будь то одежда, мебель, ювелирные украшения, предметы декора. И здесь показателем ценности является не столько цена, сколько, в известной степени, уникальность этого продукта: малосерийность выпуска, статус выставочного образца, наличие фирменного клейма или авторского знака индивидуализации.

Несколько иначе обстоит дело с авторской картиной. Помеченная подписью художника-автора, созданная в одном-единственном экземпляре, она, по мнению большинства, априори является уникальным объектом и в силу этого обладает несомненной ценностью. Однако это не так. В историко-культурной и искусствоведческой практике существуют такие понятия, как «художественная ценность» и «коллекционное значение произведения искусства». И какой бы высокой в денежном эквиваленте ни была цена за живописный холст или графический лист, вопрос их истинной ценности часто остается открытым.

Одним из атрибутов моды, как известно, является следование чему-то новому и представление его как некой ценности. Но важно и то, что признак новизны и модности связан не столько с объективным временем создания предмета, сколько с моментом его вхождения в систему выбранных ценностей. Действительно, во все времена признаком хорошего вкуса было иметь в доме хотя бы одну картину. Не вдаваясь в исторические экскурсы, необходимо все же вспомнить, что картины, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства уже на протяжении многих веков присутствуют практически во всех приватных и общественных интерьерах, являясь как их украшением, так и критерием достатка и социального статуса владельца, значимости того или иного официального пространства. Мало что изменилось и сейчас: картины (в широком понимании этого слова) по-прежнему являются непременным атрибутом дизайна помещений любой функциональности. 

Для человека далекого от профессиональной художественной среды приобретение подлинного предмета искусства в условиях  широкого спектра предложений становится непростой задачей. Казалось бы, можно довериться «специалистам» – купить картину с выставки, отправиться в какой-нибудь салон-магазин или что-то заказать по Интернету. Последний из этих вариантов небезопасно использовать только в том случае, если вам известны художник, чьи работы вы собираетесь купить, или репутация галереи, выставившей этот лот на продажу.

 

Выставка – далеко не всегда является презентацией произведений искусства высокого художественного качества. Необходимо понимать тематику и концепцию выставочного проекта, знать, кто является его вдохновителем и организатором. Художественная выставка может оказаться всего лишь пиар- или промоакцией, а ее контент весьма далеким от искусства.

В этом же ряду могут стоять коммерческие проекты или выставки «самодеятельных» художников, где порой бывает трудно разграничить китч и проявления самобытности «наивного искусства». Другое дело – выставки музейные, где экспонатами являются произведения из коллекций музея. Их готовят профессионалы, и появление в экспозиции «случайных» предметов искусства исключено. Приобрести картину или скульптуру с музейной выставки можно крайне редко, только если в экспозицию, например, персональной выставки, включены предметы из частных коллекций или произведения, являющиеся собственностью автора; все остальные музейные экспонаты не продаются.

В художественных салонах-магазинах обычно большой выбор живописных работ, гораздо реже встречаются графика, другие виды искусства. Но там принимают и продают все: и произведения искусства, и то, что к искусству не имеет прямого отношения, хотя и позиционируется как авторское «творчество». В таких местах часто выставлены постеры – воспроизведения авторских работ, ценность которых связана только с затратами на их изготовление и оформление, никакой художественной ценности они не имеют. 

Совсем иное – авторский эстамп: разнообразные виды печатной графики, где каждый оттиск является подлинным произведением и, как правило, имеет подпись. Эстамп большую популярность обрел в советское время: покупателей привлекала сравнительно невысокая цена и относительная доступность приобретения. Кроме того, подлинные произведения печатной и оригинальной графики, живописные работы советских мастеров и авторский фарфор можно было выиграть по билетам Всесоюзной художественной лотереи и получить свой выигрыш в сети специализированных художественных салонов. Эмитентами этой лотереи являлись Союз художников СССР и Министерство культуры СССР, что уже само по себе определяло высокий профессиональный уровень разыгрываемых произведений. В наши дни, когда на антикварном рынке спрос на произведения советского искусства высок, обладатели этих сохранившихся рарите- тов могут считать себя владельцами художественных ценностей.

Мода на советское реалистическое искусство, все чаще попадающее в разряд антиквариата, влечет за собой и тяготение к «достойной подаче» этих предметов. Все чаще такие картины «одевают» в барочные золоченые рамы с обильным рельефным декором, словно собираясь вернуть их в сталинские квартиры с высокими потолками, молдингами и лепными розетками под хрустальные люстры. Конечно, в этом нет ничего предосудительного, главное – чтобы под блестящей оберткой находилось столь же блистательное по мастерству исполнения и художественному качеству произведение. 

Серьезные галеристы и арт-дилеры никогда не предложат эрзац или подделку. Чаще всего на каждый предмет искусства, реализуемый через галерею, вам выда- дут сертификат подлинности, а при необходимости – экспертное заключение, составленное профессиональными искусствоведами. 

Не менее модным является приобретение и коллекционирование современного искусства, авторских образцов актуальных направлений творчества, работ художников с «громкими» именами, востребованных художественным рынком. Такие произведения чаще всего выставляются вообще без рам, что устойчиво позиционируется как признак стильности; они органично существуют в интерьерах минимализма. Но и эти художественные объекты должны соответствовать статусу культурной ценности – субъективной, имеющей значение только для владельца и отдельных ценителей, либо, что, несомненно, лучше, объективной – признанной широким кругом авторитетных лиц.

Определить ценность отдельно взятого предмета искусства беспристрастно могут только узкоспециализированные сотрудники музеев и экспертных служб. Но, к счастью, отечественный арт-рынок располагает и другими институциями, среди которых важное место занимают художественные галереи, обладающие собраниями высокого уровня. Серьезные галеристы и арт-дилеры никогда не предложат эрзац или подделку. Чаще всего на каждый предмет искусства, реализуемый через галерею, вам выдадут сертификат подлинности, а при необходимости – экспертное заключение, составленное профессиональными искусствоведами. Конечно, приобретение произведений искусства в галерее – удовольствие не дешевое. Но быть в тренде – всегда дорого. Вместе с тем, прежде чем потратить свои деньги, в галерее можно получить квалифицированную помощь и профессиональный совет.

И все же ключевым моментом при покупке картины (неважно, с какой целью: для наполнения интерьера, «для души» или как способ вложения денежных средств) становятся личные предпочтения и собственный вкус. А вкус, как известно, может подвести, особенно если он не врожденный и не воспитанный в детстве, в семье. Но вкус и чувство стиля можно и нужно развивать; это убережет вас от ошибок, придаст уверенности, поможет научиться отличать подлинное искусство от творческого «самовыражения». Для этого существуют книги, альбомы по искусству, музеи, где собраны только лучшие, своего рода эталонные образцы.

Через опыт общения с уникальными памятниками культуры и посредством взаимодействия с профессиональным сообществом вы сможете стать владельцем коллекционных подлинников – поистине ценных предметов искусства, которые будут радовать вас и ваших наследников, одновременно поддерживая ваше реноме. 

Автор текста: Марина Ивлева, искусствовед, директор по развитию ООО «Галерея изящных искусств» 

Наверх